Алматы - самый большой город Казахстана, расположенный на юго-востоке Республики, в предгорьях Заилийского Алатау; население города составляет около 1,5 миллиона жителей. Хотя Алматы уже не является столицей республики, город остается финансовым, экономическим и культурным центром Центральной Азии.
Здесь сосредоточено большое количество деловых центров, театров, музеев, художественных галерей, выставочных залов и бесчисленное количество современных развлекательных комплексов (кинотеатры, ночные клубы, парки, рестораны, кафе и многое другое).
Город Алматы был столицей Казахстана с 1929 по 1998г. В соответствии с указом Президента "Об объявлении столицей республики г.Астана", Алматы был присвоен статус города республиканского значение и южной столицы республики, крупнейшего финансового, научного и культурного центра. Резиденция главы государства и также Правительства остались в городе.
Город Алматы всегда считался городом-садом, окруженным великолепными Тянь-Шанскими елями. Много веков подряд снежные вершины могущественного Зайлийского Алатау, взмывающие к небу, создают впечатление величественной охраны. Благоухание садов, изумрудные верхушки известных Алатауских елей и тополей, стремительные горные течения, обилие суетящихся рынков, возрождающая свежесть городских фонтанов, блеск дворцов и площадей производят незабываемое впечатление на гостей южной столицы – Алматы.
Высокогорный каток Медео расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря. Здесь было установлено более ста мировых рекордов. Медео является одним из любимейших мест отдыха в выходные дни. Ледовый стадион вмещает 32,000 зрителей.
Живописные горы являются визитной карточкой Алматы. Вы сможете насладиться их видом поднявшись по канатной дороге на высшую точку города Кок-Тобе («голубая гора»), находящуюся на высоте 1,130 метров над уровнем моря. С этой вершины открывается удивительная панорама на горы и город. Здесь особенно красиво ночью, когда город освещается разноцветными огнями. Канатная дорога возвышается над старейшей частью города, изобилующей садами, которую местные жители называют Компот.
Причиной этому служат названия улиц в этом районе: Вишневая, Грушовая, Виноградная и т.п. У подножья горы Кок-Тобе возвышается 350 метровая телебашня. Если отсчитывать от уровня моря, то это башня одна из самых высоких в мире, более того она построена в сейсмически опасной зоне.
Две большие реки - Большая и Малая Алматинка стекают с гор и обеспечивают город свежей водой, наполняют водохранилища и фонтаны прохладой и свежестью. Бассейн рек расположен в живописной горной местности.
Горнолыжная база Чимбулак – еще одна жемчужина Алматы, которая расположена на высоте 2,230 метров. Здесь действует 1500 метровая подвесная дорога, которая поднимет Вас на высоту 3163 метра к пику Талгар. С высоты 3000 м начинается горнолыжный спуск.
От Чимбулака дорога ведет к снежным вершинам, популярным среди альпинистов и горных восходителей.
В удивительном горном ущелье Бутаковка расположен восхитительный водопад высотой 1860 метров. Это идеальное место для того, чтобы окунуться в неизведанный заповедный мир разнообразия флоры и фауны.
Ущелье Большая Алматинка более отдалено от города и поэтому реже посещаемо.
Если Вам посчастливиться оказаться там, Вы сможете подняться к Большому Алматинскому озеру, поселившемуся на высоте 2.510 метров над уровнем моря, длина озера составляет 1.6 км, а глубина
30-40 м. Свежий горный воздух, постоянно меняющийся цвет озера и многочисленные горные вида манят туристов каждый уик-энд.
Через Большое Алматинское озеро пролегает самый короткий путь к песчаному побережью озера Иссык-куль, которое находится в Киргизии.
Для тех, кто любит экзотические и уединенные места, есть возможность окунуться в мир дикой природы. Пересекая ворота Туюксу, Вы окажетесь в ущелье Мынжылкы (3,040 м), где спряталось небольшое ледниковое озеро, в водах которого отражаются вершины пика Туюксу и ледники Иглы-Туюксу.
Парк 28 героев-панфиловцев расположен в самом сердце города. Парк известен Мемориалом славы, включающем в себя памятник, вечный огонь, площадь и Аллею Памяти, где установлено 28 гранитных памятников с именами 28 героев-панфиловцев, погибших в битве за Москву в период Второй Мировой Войны.
Парк был разбит вокруг уже существовавшего тогда Кафедрального Свято-Вознесенского собора Русской Православной церкви в г. Верном. Существует ошибочное мнение или миф о том, что храм построен без единого гвоздя.
Это уникальное деревянное строение имеет высоту 54 метра. Автор проекта - талантливый архитектор, инженер-строитель А.П. Зенков. Построенное в 1904-1907 годах, оно выдержало десятибалльное землетрясение 1911 года и все последующие. В советские годы храм служил зданием для краеведческого музея, музея истории религии и атеизма, также некоторое время здесь размещался концертный зал, выставочный зал Дирекции художественных выставок. И только в 1990 году Собор вновь обрел статус христианского храма.
Центральный государственный музей - это материальное отражение всей многовековой истории Казахстана. Здесь собраны уникальные археологические находки, начиная с доисторической эпохи. Но главным сокровищем музея, бесспорно, является точная миниатюрная копия военного костюма "Золотого человека", изготовленного из 4000 золотых частей, украшенных замечательными узорами и рисунками.
В июле 1999 г. в Алматы открыта новая Центральная мечеть - грандиозное сооружение, является самым большим в Казахстане. Величественное здание отделано мрамором и цветными изразцами, выполненными в казахских национальных мотивах. Мечеть венчает голубой купол диаметром 20 м. и высотой 36 м. Высота большого минарета 47 метров. Помимо исламских и православных культурных сооружений, в Алматы действуют синагоги, буддийские храмы, различные национально-культурные центры.
Монумент независимости - памятник, посвященный истории Республики, комплекс отражает хронику Казахстана со времен Сакской Царицы Томирис и до настоящего времени. В центре комплекса расположен символ независимости - "Золотой воин".
В горных предместьях Алматы были построены: научная станция для изучения Солнца и космических лучей, астрофизические обсерватории на Каменском Плато и перевале Ассы.
Города-побратимы Алматы:
Александрия, Египет
Тэгу, Южная Корея
Ренн, Франция
Тель-Авив, Израиль
Стамбул, Турция
История города
История Алматы уходит глубоко в века. О селении Алмату сообщает современник Бабура Мухаммед Хайдар Дулат. Безусловно, название Алматы можно привязать географически к городу в предгорьях Заилийского Алатау и району "Большой Алматы". Неоспоримые данные получены из нумизматических источников. Они следующие: в 1979 г. на территории Алматы были найдены серебряные монеты, на основании которых востоковедом и нумизматом В.Н. Настичем было высказано предположение о местном, семиреченском происхождении этих монет и о существовании монетного двора в XIII веке на
территории современного Алматы. На одной из монет ясно различается название чеканки монеты - города Алматы. Дата выпуска монеты 1271-1272 гг.
В московской энциклопедии 1969 года говорилось:
Алма-Ата (казах. Алматы - Яблоневое; до 1921 - Верный), столица Казах. ССР (с мая 1929)
…
Историческая справка. В 1854 на месте казах. поселения Алматы было заложено рус. воен. укрепление Заилийское, затем переименованное в Верное.
Большая Советская Энциклопедия. Москва, 1969
В казахстанской же энциклопедии 1981 года значилось:
Алма-Ата
…
Историческая справка. В глубокой древности местность населяли различные племена (саки, уйсуни). После присоединения края к России в 1854 на месте казах. поселения Алматы было построено рус. воен. укрепление Заилийское, переименованное вскоре в Верное. В 1867 Верное становится адм. центром вновь образованной в составе Туркестанского губернаторства Семиреченской обл. и переименовывается в г. Верный.
Казахская Советская Энциклопедия. А, 1981
Большое количество разнообразных памятников древности, расположенных на территории города раньше и частично сохранившихся до наших дней, случайные находки и материалы археологических раскопок свидетельствуют о том, что освоение человеком района г. Алматы и ее пригородов произошло в глубокой древности. Благоприятные природно-климатические условия местности стали важным фактором постоянного обитания здесь человека на протяжении нескольких тысячелетий.
Уже в эпоху поздней бронзы в X—IX вв. до н.э. здесь находились оседлые и полуоседлые поселения, жители которых занимались земледелием и скотоводством, жили в полуземлянках, составлявших небольшие поселения скотоводов и земледельцев. В 1984 году археологи на северной окраине столицы обнаружили поселение X—VIII вв. до н.э. На поселении найдены глиняные горшки, ладьевидной формы зернотерки, каменные песты, терочники и другой бытовой инвентарь.
Сакская эпоха. Наиболее значительными и впечатляющими археологическими памятниками Алматы и ее окрестностей последующего времени являются курганы оставленные племенами саков и уйсуней.
Территории Алматы и ее ближайших окрестностей в свое время были так же районом сосредоточения «царских» и рядовых погребений саков. При раскопках сакских захоронений Алматы и ее окрестностей, а также при случайных обстоятельствах, нередко находят отдельные предметы и целые клады уникальных высокохудожественных изделий сакской культуры: бронзовые котлы, жертвенники, курильницы, оружие (кинжалы, наконечники стрел), удила, браслеты, глиняную посуду и зернотерки. Эти находки свидетельствуют, что район Алматы и прилегающие к ней земли были местами постоянных стойбищ сакских племен. А наличие мощных курганных некрополей, формировавшихся не одну сотню лет, позволяют считать Жетысу одним из центров их расселения.
Из сакских находок особенно впечатляет найденный в Большой Алматинской станице огромный столжертвенник (ныне хранящийся в Эрмитаже в Ленинграде) на четырех ножках в виде лап хищника, окаймленный процессией медленно шествующих крылатых фантастических животных.
Уйсунская эпоха. После того сакской эпохи политическая гегемония и земли Жетысу перешли к племенным объединениям уйсуней и кангюев. У них были поселения — зимовки со стационарными жилищами, сооруженными из камня или глины.
Тюркская эпоха. Во второй половине VI в. земли современного Казахстана стали частью владений Тюркского каганата. Время распространения и господства тюрков в Жетысу оставило своеобразные археологические памятники — тюркские курганы VI — IX вв. Еще в конце XIX в. окрестности города были усеяны курганами малой и средней величины, часть из которых имела каменные изваяния.
Каменные изображения людей неоднократно находили в районе Алматы (территория Ботанического сада, юго-западная окраина города между реками Есентай и Б. Алматинка). Захоронения тюркского времени раскопаны археологами на юго-восточной окраине центральной усадьбы с-за «Алатау», а также в районе аэропорта.
Средневековая городская эпоха. В конце VIII—X вв., время развития городской культуры, оседлости этого района, расцвета в орбите международных торговых связей по Шелковому пути. Ответвление Шелковому пути через Илийскую долину, стало наиболее интенсивно функционировать в X—XIII веках.
В X—XI вв. поселения на месте Алматы превратились в крупные поселения и города. Они, как и другие оседлые центры северо-восточного Жетысу, образовались на трассах караванных дорог. Известно, что в X веке торговый путь по Илийской долине заметно оживился. В этот период Жетысу стал частью владений государства Караханидов (942—1212 гг.). Время их правления характеризуется резким подъемом экономической и культурной жизни оседлых центров. В X—XII вв. города выросли численно и территориально. В них мостятся улицы, проводятся керамические водопроводы, строятся бани. Подъем благоустройства наблюдался не только в крупнейших городах, типа Отрара, Испиджаба, Тараз, но и в удаленных от этих знаменитых городских центров «молодых» городах, таких как Алматы.
В городских поселениях Алматы наряду с сырцовыми постройками были и постройки из обожженного кирпича. Внутри городищ различалась планировка улиц.
Остатки этих городков и поселений еще наблюдались в конце XIX в. и в довоенные годы XX в. К сожалению, своевременно эти средневековые городища не были хорошо изучены и постепенно «поглотились» городской застройкой и по существу утеряны для науки, напоминая о себе случайными находками.
Можно заключить, что средневековый город Алматы сформировался в X—XI вв. и в арабо-персидских источниках значился как Алмату. «Алмату» – это искаженная арабо-персидская транскрипция Алматы. Так город Алматы официально называли в средневековых источниках, написанных преимущественно на арабском и персидском языках.
История города Алматы насчитывает не менее тысячи лет.Таким образом, археологические материалы говорят, что современный город Алматы возник не на пустом месте, а в районе, где в средних веках стоял город.
Большинство историков и археологов считают, что Алматы перестал быть городом в XVI в.
Но в чем же была причина ?
Как и многие города Азии, город Алматы, то разрастался и расцветал, то приходил в упадок. Он был торговым городом, и когда торговые связи ослабевали из-за войн и набегов, город увядал и влачил жалкое существование.
После открытия выгодных морских путей между Европой и Китаем и последовавшей после этого угасания континентального Великого Шелкового пути в XIV-XV веках, город Алматы как и множество других пограничных городов, живших торговлей, начал приходить в упадок. Город пустел, а население таяло.
Свою роль сыграли и междоусобные войны за престол государства Могулистан. Отдельные могульские кланы во главе с царевичами стали часто воевать между собой.
Словом, XIV-XVI века — это время угасания торговых караванных путей, смут, междоусобиц и войн. От этих бесконечных войн страдали прежде всего горожане. Такая судьба, скорее всего, и
постигла Алматы. Но, тем не менее, история Алматы на этом не закончилась.
Оседлая жизнь на месте города Алматы не умерла. Она продолжалась, свидетельство тому мы находим в записках путешественников. Чокан Валиханов, например, проезжая здесь в середине XIX века, писал, что вся предгорная полоса Жетысу занята поселками оседлых казахов. Люди все еще жили в этом месте. Потомки жителей города Алматы не переставали жить в этом благодатном краю.
Одним из археологов, исследовавших Алматы в довоенные и послевоенные годы, был ленинградский профессор Александр Бернштам, в 1948 году издавший книгу «Прошлое района Алматы». Из его записок:
…С упадком земледельческой культуры в Семиречье вымерли городские поселения. Лишь незначительная часть их продолжала свое существование, и среди них – «Талгарское городище» и древнее Алматы.
Именно на месте этого казахского поселения Алматы и было построено царское укрепление Заилийское (позже переименованные в Верное).
В дореволюционном российском издании «Нива» рассказывается история Верного:
Верный возник в 1853 году по занятии нами Заилискаго края. Вначале это было небольшое укрепление, построенное …на месте существовавшей до этого времени станицы Алматы (Яблоновой).
Нива, 1911, №5, с. 95-98
«Станица» тут приводится в значении «поселение».
Верный строился как крепость. В силу того, что укрепление в первые годы жило тревожной жизнью, подвергаясь частым нападениям со стороны кокандских войск, последовало распоряжение генерал-губернатора Западной Сибири, категорически запрещающее возводить деревянные постройки.
Современный город вырос из укрепления Верное. Само же укрепление Верное было основано уже на готовом казахском поселении Алматы, с жилыми строениями, с поливной земледельческой культурой, возделанными землями и оросительной системой.
Верный 150 лет назад не был городом, а являлся обычным военным укреплением c населением, состоявшим из казаков. Верный, по сути, не был городом и 137 лет назад, когда получил статус города в 1867 г. – несколько тысяч жителей, пара казачьих станиц и слободки не соответствовали статусу города. Собственно сам город стал строиться позже.
Но от старого дореволюционного Верного современному Алматы досталось незавидное наследство. Это в основном приземистые дома, как бы распластанные по земле – на их постройке отложил свой отпечаток вечный страх перед землетрясениями и селями. Как известно, в 1887 и 1910 годах Верный сотрясали разрушительные землетрясения. Первое буквально полностью разрушило город.
Верный стали отстраивать из дерева. При втором землетрясении было разрушено и приведено в негодность свыше 700 домов. Вплоть до самой октябрьской революции Верный, несмотря на то, что являлся административным центром обширной области, имел облик большого села.
Современный Алматы начал строится тогда, когда в 1929 г. город стал столицей Казахской ССР. Возводились новые здания, облагораживались улицы, приезжали новые люди, потомки которых ныне составляют подавляющее большинство населения Алматы. Именно благодаря обретению статуса столицы республики Казахстан Алматы вырос в того красавца, которого мы так хорошо знаем.
Но этому современный Алматы также обязан и всем своим предшественникам, которые много веков назад заложили фундамент будущего Алматы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий